Праздник Входа Господня в Иерусалим ( Вербное воскресенье )

Загрузка ...

В 2012 году Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) отмечается 8 апреля.

В этот
день, согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота
Иерусалима. Его восторженно встречал народ, приветствовали пальмовыми
ветками. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на дороге под ноги
осла и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!
Благословен грядущий во имя Господне!»

Праздник входа Господня
в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел
в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь
играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась
и освящается сейчас в церкви святой водой.

Приготовление вербных
веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья
в старину россияне (от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу
на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на
берега Неглинки.

Верба (Вербное Воскресенье). Традиции и обряды на Вербное Воскресенье

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечают Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник называют Вербным воскресеньем.

Веточки вербы в этот день освящают в церкви.

Вербе
приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему
урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять
здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний
и очищать от нечистой силы.

На Руси было принято хранить
освященную вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Ее веточки
прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле
эти веточки скармливали животным.

Вербе приписывалась также сила
охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать
колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу
ставили на подоконник — верили, что это спасет дом от попадания молнии.

Праздник
Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное
воскресенье) — один из 12-ти главных праздников Православной церкви.
Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Пасхи. В этом
богослужении воспоминаются евангельские события торжественного входа
Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.

О входе
Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют
все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин.
12,12-19). Когда, после чудесного воскрешения Лазаря, Христос отправился
для празднования Пасхи в Иерусалим, множество народа, собравшегося
отовсюду к празднику, прослышав про те чудеса, которые сотворил Христос,
с ликованием и радостью встречали въезжающего в город на осляти Господа
с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали
царей. У евреев был обычай: цари-победители въезжали в Иерусалим
на конях или ослах, а народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями
в руках встречал их. Так и в эти дни, иерусалимляне взяли пальмовые
ветви, вышли навстречу Христу и восклицали: «Осанна! Благословен
грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали Ему под ноги
свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге. Уверовав
в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был
признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Но всего лишь
через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни
Его! Кровь Его на нас и на детях наших!».

Первосвященники же
и книжники негодовали на это торжество, говоря Иисусу: «Слышишь ли, что
они говорят?» Христос же отвечал им на это: «Да! Разве вы никогда
не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»
(Пс.8, 3)? (Мф. 21, 16) Из находившихся тогда на улицах Иерусалима
только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит
человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он
освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греху. Он
Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту
и Голгофе.

На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал
всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи
продающих голубей: в те времена в храме можно было купить жертвенных
животных, поэтому в храме стоял сильный шум, производимый животными.
Христос говорил меновщикам: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»,
а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал
учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые,
которых Он исцелил.

Церковное почитание этих событий восходит
к глубокой древности. Уже в IV веке упоминается о праздновании этого
праздника в Иерусалимской Церкви. На Руси также издревле почитался этот
праздник. Существовала даже традиция, прерванная в Петровские времена,
выезда Предстоятеля Русской Церкви в этот день на осле, которого вел сам
Царь.

В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей),
в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми
ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой
пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею «Ваий»
или «Цветоносною». На Руси он получил название «Вербного воскресенья»,
потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку.
Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно
встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными
свечами.

Благочестивая традиция освящения верб совершается
на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник
совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой.
При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию
Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына
и Святаго Духа. Аминь!»

inmoment.ru/holidays/willow-sunday.html

Воскресенье вербное

Наступило вновь,

Пусть с цветами первыми

В дом войдет любовь,

Радостью, надеждою,

Полон каждый миг,

И природа свежая,

И сияет лик!

Общераспространённым
в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени,
возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая
поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба
хлыст, без до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой
народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует
в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя,
от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода
«вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях
России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется
народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их
в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы
предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают
хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем
окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый
раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась
целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством
от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным
женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней.
Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки
в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу,
а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий
избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное
воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы —
средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае
должно прогнать природную робость.

В Вербное воскресенье
облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло.
Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу
с вербными серёжками (почками)